К вопросу о перечне православных смоленских святых Э. А. Стороженко
Православная Церковь приводит список Смоленских святых. Совокупность этих святых имеет специальное название: «Собор Смоленских святых». Оно отражено в официальных календарях Русской Православной Церкви в связи с особым праздником. Празднование Собора Смоленских святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Пимена в 1983 году[1]. Смоленскую и Вяземскую кафедру тогда занимал архиеп. Феодосий (Процюк)[2]. Празднование было предписано совершать в воскресенье перед праздником в честь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы) (28.07/10.08). В 1986 году день памяти Собора Смоленских святых впервые был включен в Православный церковный календарь[3]. Сформированный тогда список Смоленских святых был отредактирован в 90-х годах XX века. На сегодняшний момент он имеет следующий вид (см. таблицу 1)[4]:
Таблица 1. Официальный список Собора Смоленских святых
Принцип составления этого списка впервые мы находим в статье архиеп. Феодосия (Процюка) «Освящение храма в честь Собора Смоленских святых», который, говоря о написанной для праздника иконе Собора Смоленских святых, в частности указывает: «На иконе изображены святые угодники, от земли Смоленской просиявшие, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся там, но подвизавшиеся в других землях нашего Отечества»[5]. Позднее этот принцип был повторно воспроизведен в официальном издании богослужебных текстов в приложении, посвященном Собору Смоленских святых: «В Соборе Смоленских святых прославляются угодники Божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего Отечества»[6]. Таким образом, факт рождения на территории Смоленщины здесь декларируется как основополагающий принцип. Однако как в первом, так и во втором случае следующий за этими словами список и краткие жизнеописания этих подвижников ему не соответствуют. Некоторые из приводимых здесь святых родились в других землях (например, свт. Симеон Смоленский, мч. кн. Глеб, прп. Ефрем Новоторжский, прп. Герасим Болдинский, мч. Меркурий Смоленский). Принцип формирования перечня святых, входящих в Собор Смоленских святых, – это не единственная проблема в этой связи. Кроме нее проблему представляет сам список. Дело в том, что в него не вошла часть древних святых (например, прп. Исаакий Печерский, св. блгв. вел. кн. Мстислав Владимирович Великий, прп. Георгий Смоленский и Ваневский, сщмч. Феоктист Тверской и т. д.) и никто из новомучеников и исповедников Смоленской земли. Такое обстоятельство может быть объяснено в некоторых случаях тем, что какие-то из этих не вошедших сюда святых были лишь местночтимыми в иных епархиях, а святость других еще не была провозглашена официально. Кроме того, Смоленская епархия на протяжении истории неоднократно меняла свои территориальные границы, а потому в отношении принадлежности некоторых территорий Смоленской епархии у составителей списка, наверное, имелись сомнения. Очевидно, что с объективной точки зрения публикуемый до сих пор Русской Православной Церковью официальный список Собора Смоленских святых составлен непоследовательно, поэтому при выяснении вопроса о том, какие и сколько святых могут считаться смоленскими, этот список не даст однозначного ответа. Но какой принцип составления подобного перечня принять за основу? Тот ли, который декларировался сначала архиеп. Феодосием (Процюком), а потом и в официальном издании богослужебных текстов, или какой-то еще? Думается, что при ответе на этот вопрос следует опереться прежде всего на сам список, потому что именно он является официальным (все попытки объяснить принцип его составления представляют собой лишь частные позиции по данному вопросу). Это даст возможность, с одной стороны, с должным вниманием воспринять официальную позицию Русской Православной Церкви, а с другой – составить более последовательный перечнь Смоленских святых. Чтобы этого достичь, следует провести анализ официального списка, выявить, по каким принципам в него вносились имена тех или иных святых, а затем на основе этих принципов составить новый перечень. В официальный список собора Смоленских святых входят только святые Русской Православной Церкви, которые имели, по мнению его составителя, какое-либо отношение к Смоленщине. Недостатки официального списка Собора Смоленских святых: 1. До сих пор не внесены общечтимые святые: Феоктист Тверской, Василиск Сибирский, Зосима (Верховский), Моисей Оптинский, Рахиль Бородинская и все имевшие отношение к Смоленщине прославленные в лике святых новомученики и исповедники. 2. В список включен Ефрем Новоторжский, который был на Смоленщине лишь проездом. Почему бы в таком случае не включить в собор Смоленских святых апостола Андрея Первозванного, который, согласно преданию, поднимался по Днепру в Новгород и был на Смоленщине и т. д.? 3. В список вошли три сына благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского: Михаил, Давид и Константин. Они имели довольно опосредованное отношение к Смоленщине. Смоленское княжество никогда не было их владетельным уделом. Они если и бывали на Смоленщине, то проездом. Если же они были внесены в список только потому, что были близкими родственниками Смоленского святого, то тогда почему в этот список не вошли два брата Ефрема Новоторжского Георгий и Моисей? 4. В списке имеются неверные даты смерти святых. Необходимые исправления и дополнения, которые следует внести в список: 1. Откорректировать список, внеся в него всех святых, которые имели более-менее непосредственное отношение к Смоленщине. 2. Оставить в нем святого Ефрема Новоторжского, но не включать тех святых, которые на Смоленщине были проездом, отдав тем самым дань сложившейся традиции, но и не превращая ее в абсурд, поскольку тогда данный список увеличился бы до огромных размеров. 3. Оставить в нем трех сыновей благоверного князя Феодора, но и внести в него двух прославленных в лике святых братьев преподобного Ефрема Новоторжского, отдав тем самым дань традиции и пролонгировав принцип значимости в этом вопросе близкородственных связей. Последовательное осуществление этого принципа не увеличит список Собора святых до неимоверных размеров. 4. Исправить даты смерти святых. Таким образом, в соответствии с анализом имеющегося официального списка становятся ясными принципы, по которым можно определить Смоленских святых: 1. Они должны удовлетворять хотя бы одному из следующих требований: а) рождение, б) длительное проживание (учеба, служба, ссылка и т. п.), в) смерть и г) погребение на территории Смоленской епархии (необходимо учитывать, что географические рамки Смоленской епархии на протяжении истории менялись)[7]; 3. В виде исключения сюда входят те святые, которые, строго говоря, не относились к Смоленской епархии, но которых с ней связывает почему-то сложившаяся традиция; 4. В виде исключения сюда относятся те святые, которые были связаны близкородственными отношениями со смоленскими святыми. Приняв во внимание все вышеизложенное, были выявлены официально прославленные обще- и местночтимые святые, которых можно отнести к смоленским. Их хронологический список приведен в таблице 2.
Таблица 2. Хронологический указатель православных святых Смоленщины
Обращаем внимание благосклонного читателя, что данный перечень уточняется. Всех, кто заинтересован поучаствовать в его усовершенствовании, просьба писать на электронный адрес автора: hranit-peter@yandex.ru [1] См.: Феодосий (Процюк). Освящение храма в честь собора Смоленских святых / архиеп. Феодосий (Процюк) // Журнал Московской Патриархии. – 1984. – № 10. – С. 5. [2] См.: Там же. [3] См.: Православный церковный календарь 1986. – М. : изд. Моск. Патриархии, 1985. – С. 28. [4] Таблица разработана на основе материала: Собор смоленских святых // Режим доступа : http://www.mospat.ru/calendar/sobor1/smol.html. – Дата обращения : 13.11.2010. [5] Феодосий (Процюк). Указ. соч. [6] 28 день : Собор Смоленских святых // Минея : июль (часть вторая). – М. : изд. совет Русской Православной Церкви, 2002. – с. 241. [7] Составление подобных списков до 2010 года руководствовалось принципом включения в него всех подвижников, которые имеют определенное отношение к историческим границам епархии, которые могли меняться. После 26.07.2010 г. по решения Священного Синода Русской Православной Церкви начал действовать иной принцип – эти списки формируются на основе принадлежности каких-либо святых к современным границам епархии (См.: Журнал № 65 // Журналы заседаний священного Синода от 26 июля 2010 года. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1230534.html. – Дата обращения 07.01.2011). Думается, что административно-канонические границы епархий представляли собой единое культурно-политическое пространство, а потому представляется целесообразным, изучая историю и культуру Смоленского края, обращать внимание на историко-культурные явления, которые имели место быть в этих исторических границах. |
|
|
© hranit-peter |