Христос побеждает!

Христос властвует!

Христос царствует!

Католический святой Смоленщины - Рафаил Иосиф (Калиновский), кармелит (1835-1907)

 Э. А. Стороженко

Молодость

Иосиф Калиновский родился в Вильнюсе 1 сентября 1835 года в дворянской католической семье. Он был сыном Андрея и Жозефины Полонской Калиновских. Через несколько недель после своего рождения он осиротел – его мать умерла. Отцу пришлось вступить во второй брак, но через некоторое время его вторая жена тоже умерла, и он женился в третий раз.

Когда Иосиф подрос, то поступил в благородный институт, где проучился 7 лет, а по его окончании был удостоен золотой медали за успехи в учебе. Затем в течение года он посещал агрономическую школу, но, поняв, что ошибся в выборе профессии, отправился в столицу Российской империи для обучения техническим наукам. К этому времени религиозная вера в нем очень сильно охладела. В 1853 г. Иосиф поступил в военно-техническую академию в Санкт-Петербурге. Окончив ее в 1857 году, он получил звание подпоручика и стал помощником профессора математики в этой же академии. С 1859 года он был командирован в Курск и Одессу в качестве инженера на строительстве железной дороги Одесса-Киев-Курск. В это время он с большим увлечением читает «Исповедь» святителя Августина, которая произвела в нем серьезную внутреннюю перемену. В это время он говорил: «Я смотрю на жизнь более спокойно, и ее удовольствия утратили для меня значительную часть своей прелести». В 1860 г. его назначают на службу в Брест.

В 1862 году он стал капитаном Генерального штаба. Пошатнувшееся здоровье заставило его подать в отставку. Его желание было удовлетворено 5 мая 1863 г., при этом он получил благодарность от императора Александра II.

За свободу Родины

В том же 1863 году в Польше началось антиправительственное восстание. Калиновский еще в 1862 г. в Бресте объявил, что не будет участвовать в революционном движении, указывая на его опасность. А в начале восстания 1863 г. говорил, что «Польша не нуждается в кровопролитии». Тем не менее, под давлением обстоятельств и после долгих и мучительных раздумий, он, будучи в Варшаве, решил принять в нем участие. В мае он вошел в национальное повстанческое правительство в звании комиссара Литовского военного министерства. Но эту должность он принял с тем условием, что не будет никого приговаривать к смерти. В июне этого года произошло событие, которое сильно потрясло Калиновского. Один из лидеров восстания, Сигизмунд Сираковский, был публично повешен. Присутствовавший при этом Калиновский упал на колени и поклялся, что посвятит всю свою жизнь служению Богу.

Через некоторое время, в полночь между 25-26 марта 1864 года, он тоже был взят в плен и заключен в тюрьму, которая находилась в бывшем доминиканском монастыре. Жизнь там была очень суровой. Здесь Калиновский часто и подолгу размышлял о смысле страданий. Тем временем восстание было подавлено. Иосифа осудили и приговорили к смертной казни, которая потом была заменена на десять лет каторги в Сибири.

29 июня 1864 года он с несколькими соотечественниками отправился к месту заключения в Усолье Сибирское. С собой он взял Крест, Новый Завет, Книгу Иова, Псалтирь и трактат Фомы Кемпийского «О подражании Христу». Дорога на каторгу была тяжкой: переходы, лодки, конные экипажи, температура в сорок градусов ниже нуля. Многие заболевали, некоторые замерзали. Так они около десяти месяцев шли к месту отбывания приговора. В Усолье они были поселены на острове в большом бараке. Условия жизни и работа здесь были очень тяжелыми, но Иосиф всегда относился к своим товарищам по несчастью с большой любовью. Он черпал силы терпеть все превратности жизни в молитве. В это время он пишет о себе: «Мир может лишить меня всего, но я всегда буду сокрыт в недоступном для него месте – в молитве! В ней мы можем собирать все прошлое, настоящее и будущее, и поставить их под знак надежды. Боже мой, сколь великое богатство Ты предлагаешь надеющимся на Тебя». Суровая обстановка каторжной жизни помогла Иосифу Калиновскому приобрести крепкую веру в Бога. В Усолье он жил до 1868 г., когда по амнистии его каторга была заменена ссылкой.

Он поселился в Иркутске, в районе озера Байкал, недалеко от монгольской границы. Здесь он работал гувернёром, а также принял участие в научной экспедиции Бенедикта Дыбовского в Култук (недалеко от границы с Монголией).

24 июля 1872 года Иосиф был освобожден из сибирской ссылки и отправился из Иркутска в Вильнюс. Однако ему не разрешили поселиться в родном городе, и он некоторое время жил в Смоленске, где ждал ответ на свою просьбу о полном освобождении.

Приехал он в Смоленск 2 октября 1873 года и поселился поначалу на Вознесенской улице в доме доктора медицины Петра Чехотовского. Через некоторое время он переехал в дом Карелина на Сенной площади, а с 11 ноября переселился в приходской дом при смоленском костеле. В одном из своих писем, которые он написал сразу после своего приезда, он говорит: «Город произвел на меня приятное впечатление. Главное здесь: наличие костела, множество знакомых, прекрасное расположение и умеренный климат. О каком-либо занятии мне еще трудно сегодня думать, но найти его я должен. Старание остаться здесь и хлопоты по поиску квартиры и обустройству быта удерживают меня в рассеянности». Постепенно его быт наладился, и он устроился работать гувернером обучать детей английскому и французскому языкам, математике и физике. В своих письмах к родным он писал, что если бы обстоятельства сделали его невыездным с территории России, то он с большим удовольствием остался бы в Смоленске, потому что здесь живут очень хорошие люди. Гуляя по городу, он заходил и в православные храмы. Так, он часто бывал в церкви св. Георгия Победоносца, где покупал свечи и служители которой, зная о том, что он ссыльный католик, были с ним вежливы и доброжелательны. Окончательное освобождение произошло 2 февраля 1874 г., но ему было категорически запрещено проживание на родине, в Литве. Получив разрешение на выезд, он покинул Смоленск 14 апреля 1874 года и отправился жить в Польшу[1].

Именно в течение этих долгих скитаний он почувствовал призвание к священству. Эти годы явились исключительной благодатью для Иосифа. Все его спутники единодушно свидетельствовали, что у него было огромное терпение, он старался быть полезным для всех, он отдавал нуждавшимся то последнее, что у него было, постоянно молился и особо чтил Божью Матерь. Отец Вацлав Новаковский, соратник Калиновского по заключению, вспоминал, что к Иосифу там относились как к одному из святых людей. Заключенные молились: «Молитвами Калиновского избавь нас, Господи!» Именно во время этого длительного несения тяжкого приговора у Иосифа развились способности к созерцательной жизни, которая так необходима монахам-кармелитам, которым впоследствии он стал.

Воспитатель принца Августа Чарторыйского и призвание в Кармель

По возвращении из ссылки Иосифу Калиновскому, известному своей твердой верой и педагогическим талантом, было предложено стать наставником молодого князя Августа Чарторыйского, которому было тогда 16 лет. В 1874 г. в Кракове он впервые встретился с принцем Августом и его тетей, бывшей принцессой, а теперь монахиней-кармелиткой по имени Мария Ксаверия Иисуса. Эта монахиня много молилась о том, чтобы Бог послал человека, который будет способствовать развитию ордена кармелитов в Польше. Чуть больше двух лет Иосиф отвечал за образование князя Августа в Париже. Осенью 1876 года он признался в письме к своей семье, что хочет посвятить себя Богу в ордене кармелитов. Летом 1877 года он простился с молодым князем Августом и отправился в Австрию для встречи с начальником кармелитов Австро-Венгерской провинции, к которой относился кармелитский монастырь Черни в Польше под Краковом. 15 июля 1877 Иосиф Калиновский стал кармелитским послушником в Граце, в Австрии с именем Рафаила святого Иосифа. Ему тогда было 42 года. 26 ноября 1878 года он принес первые обеты и был отправлен в венгерский монастырь Рааб для изучения философии и богословия. 27 ноября 1881 года он произнес торжественные обеты и был направлен в Польшу, в монастырь Чернис. В 1882 году в возрасте 46 лет он был рукоположен в священники, а в 1883 году он стал настоятелем этого монастыря. Кармелитская община Черни под его руководством расцвела.

Труды по восстановлению кармелитства в Польше

Служение отца Рафаила святого Иосифа было очень плодотворным. Будучи наместником провинции, он посещал кармелитские монастыри и был их духовным руководителем. Кроме того, он стал инициатором устройства кармелитских монастырей на Украине. Вдохновленный генералом ордена кармелитов отцом Готти, он основал мужской монастырь и предсеминарию в Вадовицах. Его трудами к терциариям[2] кармеля присоединялось множество мирян. Он заботился, чтобы восстановить историю ордена, которая до этого времени никем не была собрана и систематизирована. Он разыскал и опубликовал многие документы по истории древних монастырей. Получилось четырехтомное издание под названием «Монастыри босоногих кармелиток в Польше, Литве и России» (Klasztory Karmelitanek Bosych w Polsce, na Litwe i Rusi. - 4 voll. - Krakow, 1900-1904). По его инициативе также было опубликовано еще несколько кармелитских книг.

Отец Рафаил святого Иосифа стал «восстановителем польского кармелитства». Он участвовал в усилении кармелитского движения в Польше не только благодаря своим многочисленным предприятиям и проектам, но особенно улучшением отношений с Богом последователей этого духовного движения, молитвами, богомыслием, безмолвием и строгостью жизни. Он говорил: «Главная задача кармелитов заключается в том, чтобы всеми своими поступками общаться с Богом».

Он умер 15 ноября 1907 г. от туберкулеза в возрасте 72 лет в монастыре Вадовице.

Отец Рафаил Калиновский был причислен к лику блаженных в Кракове 22 июня 1983 Папой Римским Иоанном Павлом II. Для Папы, поляка, город Вадовицы, где умер отец Рафаил, был родным городом. Церемония канонизации блаженного Рафаила Калиновского была проведена в Риме 17 ноября 1992 г. также Иоанном Павлом II. Память святого Рафаила Калиновского отмечается в Римокатолической Церкви 19 ноября.



[1] Материал о пребывании Иосифа Калиновского в Смоленске любезно предоставлен свящ. Яцеком Птоломеушем Кучмиком, OFM. Приведенный здесь перевод текста письма редактировал Эдуард Стороженко.

[2] Терциариями в Римокатолической Церкви называются миряне, которые, не принося монашеских обетов, причисляются к определенному монашескому ордену и посильно участвуют в его жизни.

 

© hranit-peter

Конструктор сайтов - uCoz